Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности и стиля поведения подростков в конфликтной ситуации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №31 (426) август 2022 г.

Дата публикации: 06.08.2022

Статья просмотрена: 351 раз

Библиографическое описание:

Абжанова, И. Р. Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности и стиля поведения подростков в конфликтной ситуации / И. Р. Абжанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 31 (426). — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/archive/426/94321/ (дата обращения: 23.11.2024).



Проблематикой психологической защиты личности занимались такие авторы, как З. Фрейд, А. Фрей, Р. Плутчик, Х. Келлерман, К. Хорни, Ф. Перлз, Д. Н. Узнадзе, В. Н. Мясищев, Ф. В. Бассин, И. М. Никольская, P. M. Грановская и др. Однако в научной литературе отсутствуют систематизированные сведения по проблеме психологической защиты у подростков.

В случае, если подростки психологически не готовы переживать и преодолевать психотравмирующие ситуации, их развитие, социализация и интеграция в общество затрудняется. Таким образом, в психологической практике изучение взаимосвязи механизмов психологической защиты личности и стилей поведения в конфликтной ситуации, приобретают особую актуальность в контексте защиты психологического здоровья подростков.

Подростковый возраст — сложный, необходимый и важный период развития человека, сопровождающийся бурными психическими и физическими изменениями.

Подростки вынуждены адаптироваться к изменениям, поэтому они прибегают к защитно-совладающему поведению. Важнейшим регулятором психической адаптации являются механизмы психологической защиты.

В нашем исследовании под механизмом психологической защиты мы понимаем «способ создания субъективно воспринимаемой стабилизации и нормализации состояния личности» [4, c.26].

Основная роль защиты заключается в том, чтобы «уравновесить взаимоотношения личности и среды, снять или уменьшить чувство тревоги, связанной с осознанием реального или субъективно переживаемого конфликта» [7, c.48]. Механизмы психологической защиты бессознательны и, проявляясь в стрессовых, травмирующих ситуациях, снижают напряженность, защищают сознание человека и гармоничность структуры личности. Р. Плутчик — Г. Келлерман выделили следующие механизмы защиты: отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивные образования.

Н. Е. Харламенкова отмечает, что в подростковом возрасте изменениям подвергаются не только психологический и физиологический аспекты жизни подростков. Меняются также структура общения, значимые лица, взаимоотношения со сверстниками и со взрослыми.

Продвигаясь к своей идентичности, подростки примеряют на себя различные образы и роли. Они анализируют их, выявляя несовместимость, реорганизовывают эти роли. Идеи, ценности и образы определяют референтные группы подростков. В подростковом возрасте референтные группы важны по причине того, что позволяют исследовать и определить, что собой представляет подросток, кем он хочет и не хочет стать.

Общение с окружающими людьми влияет на формирование самооценки подростков. Ориентация на сверстников связана с тем, что подростку важно иметь хорошую репутацию, иметь близких и постоянных друзей.

Отношения подростков со взрослыми противоречивы, особенно это касается отношений с родителями. С одной стороны, подростки стремятся к эмансипации, с другой — родители продолжают играть важную роль в жизни подростков — они продолжают нуждаться в их заботе и любви.

В этих условиях возникновение конфликтов неизбежно. Под конфликтом мы понимаем столкновение «противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия» [1, с. 80]. В процессе разрешения конфликтной ситуации люди выбирают различные стили поведения.

К. У. Томас и Р. Килманн, взяв за основу степень ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы оппонента, выделили пять стилей поведения в конфликте: уклонение, приспособление, конфронтация, сотрудничество и компромисс.

Наше исследование направлено на выявление характера взаимосвязи механизмов психологической защиты и стиля поведения подростков в конфликтной ситуации. Опрошено 98 учащихся средней школы Санкт-Петербурга в возрасте 14–18 лет: 44 мальчика (45 %) и 54 девочки (55 %).

Использовались следующие методики: опросник Р. Плутчика — Г. Келлермана «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI) в адаптации Вассермана Л. И. и соавторов и методика К. Томаса — Р. Килманна (TKI) в адаптации Н. В. Гришиной. Применен корреляционный анализ по Спирмену.

В результате проведенного исследования мы получили следующие результаты: у опрошенных подростков выявлен высокий показатель общей напряженности психологических защит — 51,9 %. При нормативном значении, по данным В. Г. Каменской, 40–50 % [6, с. 97]. Тенденция обращения подростков к механизмам психологической защиты, вероятно, связана со стремлением защитить свое «Я» и повысить самооценку.

При этом мы выявили, что общая напряженность психологических защит у девочек-подростков (55 %) выше, чем у мальчиков-подростков (48 %). Вероятно, девочки-подростки больше, чем мальчики-подростки, нуждаются в защите своего «Я» и повышения самооценки.

У опрошенных подростков все стили поведения в конфликтной ситуации, кроме «конфронтации», умерено выражены. Мы можем сделать вывод, что подростки используют различные стратегии поведения в конфликте, что указывает на их гибкость и адаптивность.

Нами была выявлена взаимосвязь между механизмами психологической защиты и стилями поведения подростков в конфликтной ситуации. На рисунке 1 отражены наиболее сильные из выявленных взаимосвязей (коэффициенты значимы при p≤0,01).

Механизм защиты «Отрицание» положительно связан со стилем «Приспособление» (r=0,463) и отрицательно со стилем «Конфронтация» (r=-0,449). Это указывает на то, что, чем больше подросток склонен отрицать обстоятельства, вызывающие тревогу, тем меньше он склонен вступать в конфликт и тем больше готов отказаться от своей цели в пользу оппонента.

Механизм «Замещение» положительно связан со стилем «Конфронтация» (r=0,398). Это говорит о том, что чем больше подросток склонен направлять подавленные эмоции на объект, не являющийся их причиной, но доступный и не представляющий угрозы, тем больше подросток стремиться добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересов другого. Вероятно, активность подростка будет направлена именно на объект, выбранный для отреагирования накопившихся эмоций.

Наиболее значимые взаимосвязи механизмов психологической защиты и стилей поведения в проблемных ситуациях у подростков

Рис. 1. Наиболее значимые взаимосвязи механизмов психологической защиты и стилей поведения в проблемных ситуациях у подростков

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что существует взаимосвязь между механизмами психологической защиты и стилями поведения подростков в конфликтной ситуации. На основании полученных данных мы можем говорить об актуальности проблемы обучения подростков анализу конфликтной ситуации, определению и реализации наиболее конструктивного поведения в ней.

Литература:

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 551 с.

2. Вассерман Л. И. [и др.] Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями. СПБ: НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2009. — 38 с.

3. Вассерман Л. И. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: пособие для психологов и врачей / О. Ф. Ерышев, Е. Б. Клубова и др.; под науч. ред. Л. И. Вассермана. — Санкт-Петербург: ИЦ СПбНИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2005. — 54 с.

4. Грановская Р. М. Психологическая защита у детей/ Никольская И. М. — СПб.: Речь, 2010. — 342 с.

5. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 544 с.

6. Каменская, В. Г. Психология конфликта. Психологическая защита и мотивации в структуре конфликта: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. Г. Каменская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 150 c.

7. Субботина Л. Ю. Психология защитного поведения: моногр./Л. Ю. Субботина; Яросл. гос. ун-т. — Ярославль: ЯрГУ, 2006. — 220 с.

Основные термины (генерируются автоматически): психологическая защита, конфликтная ситуация, подросток, стиль поведения, подростковый возраст, стиль поведения подростков, LSI, TKI, общая напряженность, психологическая защита личности.


Похожие статьи

Особенности психологического пространства и личностных границ в межличностном взаимодействии юношей и девушек

Роль социального педагога в организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде

Особенности межличностного общения среди подростков

Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости в юношеском возрасте

Психологические особенности формирования нравственной ответственности подростков в семьях учителей

Формирование коммуникативной компетентности младших подростков во внеучебной деятельности

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические аспекты склонности подростков к аддиктивному поведению и их профилактика в образовательном учреждении

Психологические особенности интеграции старшеклассников-мигрантов в условиях образовательной среды

Взаимосвязь эмоциональных особенностей подростков и специфики вовлеченности в социальные сети

Похожие статьи

Особенности психологического пространства и личностных границ в межличностном взаимодействии юношей и девушек

Роль социального педагога в организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде

Особенности межличностного общения среди подростков

Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости в юношеском возрасте

Психологические особенности формирования нравственной ответственности подростков в семьях учителей

Формирование коммуникативной компетентности младших подростков во внеучебной деятельности

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогические аспекты склонности подростков к аддиктивному поведению и их профилактика в образовательном учреждении

Психологические особенности интеграции старшеклассников-мигрантов в условиях образовательной среды

Взаимосвязь эмоциональных особенностей подростков и специфики вовлеченности в социальные сети

Задать вопрос